К 80-летию со Дня прорыва блокады Ленинграда

Д. Д. Шостакович. Седьмая симфония (Ленинградская)
«Музыка противостояния злу».
Дмитрий Дмитриевич Шостакович - величайший музыкант
XX века.

    Дмитрий Шостакович начал писать Седьмую симфонию еще В жарком июне 1941 года ничто не предвещало беду. Дмитрий Шостакович, к этому времени уже известный композитор, молодой профессор Ленинградской консерватории, возглавлял экзаменационную комиссию на фортепианном факультете.
    Неожиданно тишина зала нарушилась, в воздухе повисла тревога, кто-то положил на стол записку с одним словом: «Война». Зал мгновенно опустел. Все бросились узнавать подробности страшной вести.
    Уже через несколько часов мимо консерватории, где еще продолжалась сдача экзаменов, проходили колонны мобилизованных, направляясь в пункты отправки на фронт. К вечеру над городом нависли аэростаты. У репродукторов толпились люди, с тревогой слушая последние известия. Война уже шагала по России, лилась кровь, гибли люди. Однако ленинградцам еще не приходила в голову мысль, что скоро их город станет фронтовым. Композитор Дмитрий Шостакович, продолжая повседневную работу в консерватории, безоговорочно решил добиться призыва в армию. 30 июня началось формирование Ленинградской армии народного ополчения - и Шостакович вступил в ее ряды
    5 июля 1941 г. газета «Ленинградская правда» напечатала признание Шостаковича: «Я вступил добровольцем в ряды народного ополчения. До этих дней я знал лишь мирный труд, а ныне я готов взять в руки оружие. Я знаю, что фашизм и конец культуры, конец цивилизации – однозначны. Исторически победа фашизма нелепа и невозможна, но я знаю, что спасти человечество от гибели можно только сражаясь».
    Фронт был еще далеко, но ополченцы уже готовили город к приближению врага. Рыли окопы, противотанковые рвы, делали надолбы, доты, дзоты. «Шостакович относился к работе необычайно серьезно, - вспоминает его ученик А. Лобковский. - Недостаточность физической ловкости восполнял усердием, не отставая от молодежи, копал как-то особенно аккуратно, тщательно, методично, несмотря на изнуряющую, июльскую жару». Это настойчивое желание: обязательно внести свою лепту в общее дело борьбы с врагом, - проявится и позже, когда Шостакович, видный деятель искусства, знаменитый на весь мир композитор, настоял на включении его в пожарную бригаду для дежурств на крыше консерватории во время авианалетов. Ему выдали пожарную каску, комбинезон, обучили обращению с пожарным шлангом.
    На крыше консерватории, во время дежурств, Шостакович продолжал писать свою Седьмую симфонию, позже названную Ленинградской. Эмоции, чувства, накопленные им за первые недели войны, мощно выплескивались в форме нотных строк. Как вспоминал композитор после войны, он был захвачен эмоциями, музыкой, никогда не писал так быстро, так легко.
    На эскизных записях партитуры можно заметить обведенные кружочками немузыкальные знаки «в.т.» – воздушная тревога. Так Дмитрий Шостакович фиксировал перерывы в работе над симфонией во время воздушных налетов. Лев Болеславский писал в своей поэме «Шостакович»
Дежурить шёл, надев комбинезон
И то и дело каску поправляя.
С консерваторской крыши видел он
Весь Ленинград, до заводских окраин.
Затишье страшно стиснуло виски,
Достал, спеша, огрызок карандашный
И чистые эскизные листки
И - на бумагу замысел вчерашний.
На этот, в нотных контурах листок,
Как будто знак иного звукоряда,
Внезапно пепел неостывший лёг
Сгоревшего Бадаевского склада.
Такое чувство брезжило в душе,
Как будто в самом воздухе Седьмая
Жила неслышно до него уже,
А он лишь ловит звуки, ей внимая.

    29 августа 1941 года композитор закончил первую часть. К концу сентября враг стоял у ворот Ленинграда, а бомбежки и обстрелы почти не прекращались.

    Впоследствии, узнав о дежурствах Шостаковича на крыше во время бомбежек, Борис Филипов, возглавлявший в Москве Дом работников искусств, высказал сомнение, стоило ли композитору так рисковать собой – «ведь это могло бы лишить нас Седьмой симфонии», и услышал в ответ: «А может быть, иначе и не было бы этой симфонии. Все это надо было прочувствовать и пережить».
    С середины сентября началась активная эвакуация жителей Ленинграда. Дмитрий Шостакович категорически отказался покинуть город, ставший уже фронтовым.
    После дежурства на крыше консерватории Шостакович отправлялся пешком в филармонию для участия в очередном концерте. Позже он вспоминал: «... Я с увлечением играл свои прелюдии для необычной аудитории и в столь необычной обстановке, совершенно позабыв об опасности: ведь люди собрались сюда, рискуя жизнью, подтверждая тем самым, что убить ее невозможно».
    16 сентября 1941 года город бомбили фашистские самолёты, и под гул зенитных орудий и разрывов бомб по Ленинградскому радио раздался голос Д.Д. Шостаковича со словами: «Час тому назад я закончил партитуру двух частей большого симфонического сочинения. Если… удастся закончить третью и четвёртую части, то тогда можно будет назвать это сочинение «Седьмой симфонией».
    Так страна узнала о рождении великого произведения, известного всему миру как «Ленинградская симфония».
    Всего двенадцать дней ушли у композитора на черновой вариант третьей части симфонии: когда мог, писал до тридцати страниц партитуры в день. Бомбежки и обстрелы не прекращались. Силы убывали от недоедания, но ничто не ослабляло рабочий ритм. Симфония сложилась полностью: композитор знал и чувствовал, что она удалась. Когда Шостакович закончил свою симфонию, он написал такие строчки: «Нашей победе над фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему любимому городу Ленинграду я посвящаю свою седьмую симфонию».
    30 сентября позвонили из Смольного. На этот раз распоряжение об эвакуации было категорическим: «Раз вас вывозят – значит так нужно стране».
    Враг был на подступах к Москве. Фронтовые сводки день ото дня становились все мрачнее и неутешительней, а Дмитрий Шостакович уже через несколько дней после приезда в Москву стал настойчиво проситься обратно: «Ленинград – моя Родина; Ленинград – это для меня мой дом. И я обязательно должен туда вернуться, как бы трудно не было…Когда горит твой дом, надо быть там и тушить пожар». Но блокадное кольцо вокруг Ленинграда уже замкнулось, враг подходил к Москве. Эвакуация захватила и Москву. Большой театр уезжал в Куйбышев, Московская консерватория в Саратов. Поскольку хлопоты о возвращении в Ленинград ничего не дали, Шостакович вместе со своей семьей решил присоединиться к композиторской группе Московского отделения Союза композиторов и с нею эвакуироваться в Куйбышев.
    В большой суматохе при посадке в поезд Шостаковичи вместе с вещами пропала рукопись симфонии. И тут произошло настоящее чудо. Анна Вильямс, жена художника Большого театра, узнав о пропаже рукописи, тут же кинулась на вокзал и в суматохе военного вокзала, чудом смогла найти тюк с вещами Шостаковичей. Они были приготовлены к отправке на Урал.
    Шостаковичи остались в Куйбышеве. Поставив 27 декабря 1941 года последнюю точку на партитуре симфонии, Шостакович думал о возможно скорейшем ее исполнении.
    Премьера состоялась 5 марта 1942 года в зале куйбышевского Дворца культуры и транслировалась по радио на всю страну. Играли музыканты сводного оркестра Большого театра под руководством С. Самосуда.
    Перед началом трансляции по радио на всю страну раздались слова: «Внимание. Говорит Москва. Говорит Москва». Так решено было начать трансляцию, несмотря на то, что происходило все в Куйбышеве.
    29 марта 1942 года состоялась московская премьера Ленинградской симфонии Д. Шостаковича.
    Симфония молниеносно получила всемирное признание. 1 июня самолет с микрофильмом партитуры сел в Нью-Йорке. 22 июня, в годовщину войны, она прозвучала в Лондоне. Только на американском континенте за сезон 1942-43 года симфония была исполнена 62 раза.
    Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича аплодировал весь мир – она стала символом, знаменем мужества и борьбы с фашизмом. Но ее главная премьера была еще впереди.…
    Трансляцию московской премьеры Седьмой симфонии слушали в блокадном Ленинграде. В тот вечер в Радиокомитете собрались все музыканты. Их осталось всего пятнадцать человек. Но эти пятнадцать решили: Ленинградская симфония обязательно должна звучать в Ленинграде. Во главе идеи стал Карл Ильич Элиасберг - единственный, оставшийся к тому времени в живых, ленинградский классический дирижер.
    Когда принесли список бывшего оркестра Ленинградского радиокомитета, почти все фамилии в нем были окаймлены черным или красным. Черным – 27 фамилий оркестрантов, умерших за минувшие месяцы, красным – остальные, еще живые, но нетрудоспособные.
    Художественный руководитель радиовещания Яков Бабушкин разыскивал оставшихся в живых. «Как оживились эти люди, когда мы стали вытаскивать их из темных квартир, - вспоминал он. – Это было трогательное до слез зрелище, когда они извлекли свои концертные фраки, свои скрипки, виолончели, флейты, и здесь, под обледеневшими сводами Радиокомитета, начались репетиции…».
    Добились дополнительных пайков для музыкантов, исполнителям на духовых инструментах выдали продуктовые карточки для рабочих.
    «Вражеские бомбежки продолжались, артиллерийские обстрелы усиливались. Нервы – в постоянном напряжении. Но ведь так жили все ленинградцы, вспоминал К.И. Элиасберг. – Мы убедились, что Ленинграду нужен оркестр, и как члены его единственного музыкального коллектива хотели дать ленинградцам все, что могли. Каждый день, за редким исключением, репетировали утром и вечером».
    2 июля 1942 года летчик Литвинов вместе с медикаментами для госпиталей доставил из Москвы четыре объемистые тетради с партитурой Ленинградской симфонии.
    Множество трудностей пришлось преодолеть ленинградским музыкантам, чтобы Седьмая симфония прозвучала в родном городе. Пришлось даже обратиться в Политическое управление Ленинградским фронтом к генералу Д. Холостову с тем, чтобы вернуть в оркестр духовиков, которые находились на фронте.
    Как вспоминает дирижер К. Элиасберг, генерал удивился и пошутил: «Бросим воевать – пойдем играть». Но распоряжение об откомандировании музыкантов в оркестр Ленинградской консерватории отдал тотчас.
    Шел 355 день блокады. 9 августа 1942 года для ленинградцев не простая дата: в этот день гитлеровцы намеревались окончательно захватить город. Они даже заготовили пригласительные билеты в ресторан «Астория» на празднование взятия Ленинграда.
    Но 9 августа 1942 года в руках у жителей и защитников города были приглашения на концерт, а по городу развешаны афиши
    Концерт из Ленинграда транслировался по радио на всю страну. Из-за железного кольца фашистской блокады измученные, но несломленные люди с помощью прекрасной музыки сообщали о том, что город жив, и готов выстоять еще многие беды.
    Все восемьдесят минут пока в зале Ленинградской филармонии звучала музыка, не объявляли воздушной тревоги. Это стало возможным благодаря операции «Шквал», которую артиллеристы ещё называли – «Артиллерийская симфония». В течение всего дня артиллерия вёла ожесточённый обстрел вражеских батарей, буквально не давая немцам поднять головы.
    Стихотворение Николая Савкова, участника тех событий.
И не знали они,
что когда в знак начала
Дирижёрская палочка поднялась -
Над краем передним
как гром, величаво
Другая симфония раздалась:
Симфония
наших гвардейских пушек,
Чтоб враг по городу
бить не стал,
Чтоб город
Седьмую симфонию слушал!
И в зале – шквал,
и на фронте – шквал.
    Идею борьбы и торжества Человека по - разному раскрывают 4 части симфонии.
    Мы остановимся на первой части, которая рисует непосредственное столкновение двух сил.
    Схватку советского народа с фашизмом Шостакович раскрыл как борьбу двух миров: мира созидания и разрушения, добра и зла. Симфония по содержанию и по форме новаторская. Картины мира и войны возникают и развёртываются в симфонии по законам остроконфликтной драматургии.
    Вспомним 2 темы экспозиции – тему главной партии и побочной.
    Мелодия главной темы героическая и величественная, энергичная, маршеобразная, мужественная звучит у струнных, рисует образ героического народа.
    Мелодия побочной темы лирическая, певучая, светлая, тихая, плавная, спокойная звучит у скрипок, а фон - альты и виолончели. Это показ мирной жизни нашего народа.
    Особенность построения экспозиции заключается в том, что хотя главная и побочная партии контрастны, но нет противопоставления их, нет драматического конфликта.             Побочная партия продолжает линию главной, таким образом, Шостакович расширяет показ образа Родины.
    Разработки нет, так как нет противопоставления тем в экспозиции. Вместо разработки появляется эпизод - тема фашистского нашествия.
    Музыка изображает надвигающуюся вражескую лавину. Характер темы острогротесковый, нарочито примитивный, назойливый. Эпизод нашествия построен в форме вариации. Маршевая тема звучит 12 раз (основная тема и одиннадцать оркестровых вариаций). Первоначальную тему, на фоне мерной барабанной дроби, исполняют струнные. Последующие вариации звучат у разных инструментов, меняются регистры, динамика, гармония. В последних двух вариациях музыка достигает наибольшей силы звучности.
    «Тема сопротивления» противостоит теме нашествия и строится на интонациях главной и побочной партий. Образу фашистов противостоит образ Родины. Это борьба добра и зла.
    Музыка репризы изменилась, она передает скорбь, страдание и в тоже время протест против зла. Звучит как реквием павшим, но не побежденным героям.
    Первая часть завершается кодой.
    Тема главной партии звучит тихо, певуче у скрипок, как воспоминание и мечта о мире.
    Когда смолк последний аккорд симфонии , в зале наступила тишина. И в этой тишине подбежала к эстраде совсем ещё молодая девушка с огромным букетом цветов. Она протянула его Карлу Ильичу Элиасбергу. Это была художница Любовь Вадимовна Жакова, которая позже вспоминала: «Музыка – это жизнь, раз была музыка – мы чувствовали: несмотря ни на что, жизнь есть».
    Седьмую симфонию Д.Д. Шостаковича часто называют «хроникой», «документом», «Симфонией всепобеждающего мужества», «Симфонией гнева и борьбы».
    При школе №235 в Ленинграде под руководством Евгения Линда был создан музей «Музы не молчали». В нём собраны газетные вырезки о событиях тех дней, фотографии музыкантов, их личные вещи.

    Музыка в годы войны была необходима всем людям, она придавала им силы и уверенность в себе.
    Музыка о войне необходима всем нам и сейчас, чтобы помнить и не забывать о том, какой огромною ценой завоевано счастье жить в мире без войн и потрясений.
    Очень символичным является именно факт, что фрагмент Седьмой симфонии был выбран и исполнен 21 августа 2008 года в разрушенном грузинскими войсками южноосетинском городе Цхинвали. Ее исполнял оркестром Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева на ступенях разрушенного в результате артобстрела здания парламента. Симфония приобрела совершенно современное звучание и смысл, ведь Шостакович в своих сочинениях говорит о всеобщем Зле, под какой бы маской оно не скрывалось.
    Если у кого - либо из Вас появилось желание выразить свои чувства, эмоции и переживания от увиденного и услышанного на уроке, то, пожалуйста, это можно сделать, по вашему выбору, через сочинение, стихотворение, или рисунок.
Список литературы
Музыка и музыканты на фронтах Великой Отечественной войны. Статьи. Воспоминания. –М.: Музыка, 1978. - 144 с.
Хентова С.М. Шостакович в Петрограде - Ленинграде. - 2-е изд. - Л.: Лениздат, 1981. - 304 с.

Д. Д. Шостакович. Кадры кинохроники